"Автозвук": Chevrolet Camaro. Новый американец.

Тема новых русских надоела до смерти. Тем более что подаётся всегда однобоко. Как будто прежние были все мягкие, пушистые и в пенсне, а новые - в голде и "не понял". Все меняются, не только русские. Вот, например, Chevrolet Camaro. Американец на 101%, хоть в президенты выбирай. Имя походит на испанское, а фамилия - на французскую, так то не беда. Откуда, по-вашему, все "старые американцы" взялись?

Этот американец, формально судя, не новый. Даже не по возрасту (россиянам теперь в 14 лет паспорта выдают), а по сути своей. Почти пять метров доброй американской стали, на одном конце - цельночугунный пятилитровый двигатель, на котором за 450 тысяч километров пробега крышки клапанного механизма не снимали ни разу - что там делать-то? На другом конце кузова - ведущие колёса (а где ещё бывают?). Дизайн салона - какой не умеют делать больше нигде в мире, даже у нас. Всё как у других американцев. Новым этот стал уже здесь.

Александр Лысенко, руководитель установочного центра AV Studio, своей слабости к классическим американским машинам и классической американской музыке никогда не скрывал. Да это было бы и затруднительно, особенно что касается первой части. Свою первую профессиональную награду Александр получил ещё в "доисторическом" 1997 году на конкурсе автомобильных аудиосистем, устроенном журналом "Автопилот". Тогда это был Buick Le Sabre Coupe. Потом - Plymouth Laser "The Best" ("АЗ" №10/1999). Теперь вот - Camaro.



Музыкальные пристрастия тоже скрыть трудно. Если музыка играет, её слышно, если нет - жанр легко определяется по неизбежно лежащим в машине коробкам компакт-дисков. Если на верхних двух читается "Floyd Dixon" и "Albert King", суду всё ясно: блюз в его натуральном, без "химии", виде.

Блюз - музыка душевная. И трудная для воспроизведения во всей полноте эмоционального диапазона. Здесь и композиции, отвечающие лучшему на сегодня определению блюза ("Когда хорошему человеку плохо"), это когда музыканту вроде бы и струны коснуться лишний раз в лом, но надо: на сцену вышел - играй. И, с другой стороны, так может иной раз блюзовое старичье разойтись, что только успевай запасной пластик на барабаны подтаскивать. Палитра частот, уровней и чувств богатейшая. К тому же записи всегда в той или иной степени камерные и ближе почти любых других к двухмикрофонному идеалу, а это требует деликатности на стороне воспроизведения.

Построить аудиосистему, способную грамотно играть блюзовую классику, очень непросто. Построить её в американском автомобиле (несмотря на очевидное родство) - трудно немыслимо. Это, видно, и заводит Лысенко: где просто - там любой сможет.

Верх торпедо у Camaro абсолютно ровный. Но нависает над приборами огромным козырьком
Верх торпедо у Camaro абсолютно ровный. Но нависает над приборами огромным козырьком

В дополнение к основным пищалкам МТ-3 в торпедо установлены две корректирующие, работающие прямым излучением в противофазе
В дополнение к основным пищалкам МТ-3 в торпедо установлены две корректирующие, работающие прямым излучением в противофазе


Головное устройство с подсветкой, изменённой на красную, смонтировано в алюминиевой фальшпанели
Головное устройство с подсветкой, изменённой на красную, смонтировано в алюминиевой фальшпанели

Два Morel HCW 6,5 установлены в кикпанели с апериодической нагрузкой
Два Morel HCW 6,5 установлены в кикпанели с апериодической нагрузкой

Процесс приведения Camaro в порядок из исходного, небезупречного, скажем так, технического состояния занял без малого два года. Двигатель - это ладно, он почти вечный. Но трансмиссия и подвеска автомобиля, который у него на родине покупают не для того, чтобы ездить, а для того, чтобы гонять, потребовали приобретения "клона" - второго Camaro, послужившего источником органов для пересадки. По завершении процесса "Шевроле" прихорошился, даже переоделся в нетипичное для этой модели сине-фиолетовое, но по-прежнему оставался обыкновенным американцем. Новым его сделала установка аудиосистемы, ломающей многие стереотипы.

За исключением источника сигнала, весь аудиотракт системы построен на компонентах Morel и Xtant. Именно поэтому публика и смогла впервые увидеть Camaro на стенде поставщиков этой техники, фирмы "Анэкс" на "MIMS-2002".

Источник сигнала в установке - Alpine CDA-7878R. Выбрана эта модель была на безальтернативной основе, и не потому, что на сегодня это самый совершенный многоформатный ресивер, обеспечивающий воспроизведение mp3-файлов с качеством выше, чем иные способны играть обыкновенные Audio-CD. В этом отношении Лысенко, по его признанию, консерватор, к сжатым форматам, пусть даже с большим сроком годности, относится с настороженностью, а CDA-7878R выбрал за великолепную систему встроенных фильтров (подробности интересующиеся могут почерпнуть из "АЗ" №5/2002), позволяющих организовать трёхполосный выход с регулируемыми частотами раздела полос, крутизной характеристики (от 6 до 24 дБ/окт.) и раздельными временными задержками по частотным каналам. Для задуманной системы это было важно, а в этом отношении альтернативы CDA-7878R практически нет. Не рассчитывая (в силу консерватизма) на возможности mp3, источник дополнили традиционным CD-чейнджером CHA-S624.

Сигнал, покидающий источник по трём фильтрованным полосным выходам, потом, после усиления и дополнительной фильтрации, становится информационной основой системы, которую формально надо считать... пятиполосной.

В багажнике непросто понять, где заканчиваются усилители и где начинаются фальшпанели
В багажнике непросто понять, где заканчиваются усилители и где начинаются фальшпанели


Для доступа к приборной раме откидывается и верхняя крышка, и оба усилителя
Для доступа к приборной раме откидывается и верхняя крышка, и оба усилителя

Слева в багажнике за дверцей из нержавеющей стали скрывается 6-дисковый чейнджер
Слева в багажнике за дверцей из нержавеющей стали скрывается 6-дисковый чейнджер

Начнём снизу (по частоте). Фронтальные мидбасы и сабвуферы (их тоже два) питаются от 4-канального усилителя Xtant X604. Устроенный в традициях марки, по которой структура и функции усилителя определяются типом установленных в гнёзда под крышкой специализированных модулей, этот усилитель работает в режиме "открытого входа", без какой-либо фильтрации сигнала. Всё делается в головном устройстве. На пару каналов, отведенных под сабвуфер, поступает сигнал с выхода встроенного в Alpine ФНЧ с частотой среза 100 Гц (18 дБ/окт.). Сабвуферы Xtant X1044 подключены каждый к своему каналу, звуковые катушки у обеих головок соединены параллельно, в 2 Ом. Головки включены противофазно по отношению к фронтальным мидбасам, и на их каналах включена временная задержка. В сумме получился фазовый сдвиг, компенсирующий пространственное удаление сабвуферов от мидбасов, поэтому локализация сабвуферов полностью устранена, несмотря даже на довольно высокую частоту раздела. Вторая пара каналов получает сигнал, ограниченный полосой 63 Гц (6 дБ/окт.) - 2,5 кГц (6 дБ/окт.). Это - для мидбасов. Верхняя частотная граница может (и должна!) показаться высоковатой, ведь СЧ приступает к работе с 700 Гц. Однако именно такой "перехлёст" частотных полос понадобился для того, чтобы компенсировать влияние нависающего над мидбасовыми динамиками козырька приборной панели немыслимой формы и размеров. Что хорошо в Camaro, так это полная симметрия торпедо, что встречается только у американцев. Что плохо - вот этот вот козырек. Встречается тоже только у тех же.

Второй усилитель, такой же X604, работает со средними и верхними частотами. С выхода головного устройства на его входы поступает сигнал, ограниченный снизу частотой 680 Гц (6 дБ/окт.). Установленные на "материнской плате" усилителя кроссоверные модули делят эту полосу на СЧ (до 4 кГц) и ВЧ (4 кГц и выше). Крутизна и там и там - 12 дБ/окт. Дополнительно в цепь среднечастотника включён ФВЧ на частоту 500 Гц для подавления внеполосных излучений вблизи и ниже основного резонанса купольной головки, где ей лучше не звучать. К выходу ВЧ-пары каналов подключены основные пищалки Morel MT-3 и дополнительные, понадобившиеся для корректировки звуковой сцены. Это две Morel MT-2, включённые через пассивный фильтр первого порядка на частоту 8 кГц и в противофазе с основными.

Компоновка фронтальной акустики такая: мидбасы Morel HCW 6.5 установлены в кикпанелях. Там для них изготовлены стеклопластиковые боксы минимального объёма (около 3 литров на головку калибра 6,5 дюйма), задняя стенка которых представляет собой резистивную акустическую нагрузку, иначе известную как ПАС (панель акустического сопротивления). Такое акустическое оформление, малораспространённое из-за трудоёмкой настройки и некоторых других хитростей, требующих опыта и терпения, Александр применяет не впервые. Только так, например, удалось решить проблему с мидбасами в знаменитой Honda GoldWing ("АЗ" №5/2000). При работе с ПАС резонансная частота мидбасов в оформлении повышается в существенно меньшей степени, нежели в закрытом ящике того же объёма, а полная добротность - в степени ещё меньшей. В итоге настройки в Camaro получилась высокодемпфированная мидбасовая система с нижней граничной частотой около 80 Гц. При совместной работе с ФВЧ на 63 Гц с малой крутизной суммарная АЧХ идеально состыковалась с АЧХ сабвуфера.

Средне- и верхнечастотные излучатели каждого борта установлены в панели приборов на общей платформе. Купольные среднечастотники Morel CDM54 "смотрят" вверх, в лобовое стекло, а пищалки Morel MT-3 развёрнуты к центру машины. Геометрическая близость СЧ и ВЧ-головок плюс тщательная настройка разделительного фильтра позволили получить очень хорошую фокусировку источников на звуковой сцене, но, как это часто случается с системами, работающими на отражении, сцена оказалась существенно несимметричной. Для того чтобы растянуть её и выровнять по фронту, и служат дополнительные, корректирующие пищалки, работающие в узкой полосе частот в противофазе с основными. Частота среза дополнительных ВЧ-головок, определяющая долю излучаемых ими противофазных волн, подбиралась как компромисс: слишком низко - и источники звука размывались, теряя чёткость, хотя сцена становилась широкой и уходила далеко вглубь; слишком высоко - и отлично сфокусированные источники грудились около слушателя. Найденная частота оказалась оптимальной.


Основная часть аппаратуры, традиционно для мобильной техники, собралась в багажнике. Традиционно, но не шаблонно. Как бы в противовес громоздкой американской машине, построенной по классическим канонам страны классического автомобилизма, при инсталляции аудиотехники Лысенко применил нетрадиционный подход к выбору материалов и конструкции. В дизайне преобладает мотив "хай-тек", в немалой степени навеянный усилителями Xtant. Минимум кожи, текстиля и дерева во всех формах. Максимум алюминия, нержавеющей стали и стеклопластиков.

Аппаратура смонтирована на пространственной раме, сваренной (аргоном) из алюминиевых коробчатых профилей. Верхняя часть, составленная из отдельных пластин нержавеющей стали, повторяет "гексагональные" мотивы новой серии усилителей и сабвуферов Xtant. Все эти отдельные "чешуйки" скреплены в единую оболочку, которая может откидываться, открывая доступ к усилителям и буферным емкостям. За отдельной крышкой слева - чейнджер, а справа обеспечен доступ к запасному колесу - компактной "докатке", раздувающейся при накачивании воздухом до диаметра штатного колеса.

В нижней части аппаратурного блока расположился корпус сабвуферов, у которого из МДФ изготовлены только верхняя плоскость и перегородка, разделяющая два отдельных фазоинвертора объёмом по 35 л каждый. На верхней плоскости размещены тоннели фазоинверторов с фирменными шестиугольными фланцами и аэродинамическими обводами для снижения струйных шумов. Уходящая вниз часть сабвуферного корпуса выклеена из стеклопластика по обводам дна багажника.

Вся аппаратура в багажнике, несмотря на монументальность конструкции, весит немного - около 25 кг, и оформлена в виде единого модуля, который можно демонтировать из машины (если знать, как) за час, оставив в кузове, в общей сложности, 6 отверстий, сделанных не на заводе в Детройте. Делая в Москве "нового американца", к старому отнеслись бережно...

Журнал "АвтоЗвук" 2002 #11 (01.11.2002)


"Автозвук": Chevrolet Camaro. Новый американец.
Camaro сегодня
Технические характеристики
Заводские цвета
"Американский пациент"
35-летие Camaro
Приостановление производства
Рецензии: 1 | 2 | 3